Кадровая служба без кадровика.

7.2. Документы, подтверждающие работу у индивидуальных предпринимателей.

Статья 309 ТК РФ, регулирующая документы, подтверждающие работу у работодателя – физического лица полностью изменена в новой редакции ТК РФ и имеет следующее содержание:

Статья 309 ТК РФ «Документы, подтверждающие период работы у работодателей – физических лиц». Работодатель – физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, внесено наиболее значимое изменение в ТК РФ – отмена запрета на ведение трудовых книжек работников индивидуальными предпринимателями. В соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Таким образом, любой индивидуальный предприниматель, принимающий на работу работников обязан внести в трудовую книжку записи о приеме на работу, переводе работника на другую работу, прекращении трудовых отношений (увольнении). Поскольку норма, предусматривающая ведение трудовых книжек индивидуальными предпринимателями, является новой, то действующее законодательство, которое касается правил и порядка ведение трудовых книжек распространяется только на организации. Но, начиная со дня вступления в силу изменений в ТК РФ, в случае, если не будет принято каких-либо новых нормативных актов, отражающих особенности ведения трудовых книжек индивидуальными предпринимателями, необходимо будет руководствоваться действующими нормами, применяя их по аналогии.

Также индивидуальный предприниматель обязан завести трудовую книжку работнику, который принят на работу впервые.

Записи об увольнении работника вносятся также в точном соответствии с нормами ТК РФ.

Не урегулированным остается лишь вопрос, касающийся оформления трудовых отношений с работниками, принятыми на работу до вступления в силу изменений в ТК РФ. Стоит ли в этом случае вносить какие-либо записи в трудовые книжки таких работников и каким образом это будет оформлено – пока не указано ни в одном нормативном акте. Однако время до вступления в силу закона еще есть и возможно такие нормативные акты будут приняты.

Таким образом, единственным документом, подтверждающим период работы у работодателя – индивидуального предпринимателя со дня вступления в силу изменений в ТК РФ будет являться трудовая книжка работника, заполненная надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством РФ.