Сначала мобильные!

А как насчет нативных приложений?

Разумеется, мы не можем в разговоре о росте мобильного Интернета оставить без внимания бесконечные дискуссии о том, что лучше: программы, специально создаваемые для того или иного мобильного устройства (так называемые нативные приложения), или мобильные веб-решения.

Споры идут яростные, однако истина в том, что оба этих направления имеют право на жизнь.

Нативные приложения разрабатываются под конкретную платформу и поэтому имеют такой уровень доступа к системным ресурсам устройства, каким веб-приложения похвастаться не могут. Это означает, что при взаимодействии с пользователем интерфейс нативных приложений работает, как правило, более быстро и гладко. Попытки воспроизвести такой интерфейс в браузере часто приводят к сбоям и задержкам в работе.

Нативные мобильные приложения позволяют использовать оборудование мобильных устройств так, как не может сделать ни один из мобильных браузеров. В частности, речь идет о доступе к адресной книге, работе с SMS, встроенными сенсорами, камерой и записи аудио. Веб-приложения нельзя запускать в фоновом режиме, а их создатели не могут зарабатывать на продаже своих разработок через апп-сторы[3] или реализуя товары и услуги через сами приложения. Ненативные приложения не могут попасть в апп-сторы, поэтому им гораздо сложнее оказаться на домашнем экране устройства, их становится труднее найти и использовать.

Поэтому если вашему мобильному продукту или бизнесу необходим доступ к «железу» устройства или работа в фоновом режиме, если вы хотите распространять свое приложение через апп-сторы или продавать с его помощью товары и услуги, без нативного формата вам, скорее всего, не обойтись.

Однако это вовсе не означает, что придется отказаться от решений, связанных с мобильным Интернетом.

Как отмечает эксперт по мобильному бизнесу Джейсон Григсби, «веб-ссылки не открывают приложения, они направляют вас на веб-страницы» (http://bkaprt.com/mf/24). Если у вас есть контент в Сети, то пользователи найдут его и расскажут о нем другим — через системы поиска, по электронной почте, через социальные сети или на своих веб-страницах. Отсутствие мобильного вебрешения означает, что пользователь, который пойдет по ссылкам на ваш ресурс с мобильного устройства, не увидит ничего хорошего (а то и вообще не сможет получить доступ к контенту). И наличие нативного приложения ситуации не изменит (рис. 1.4).

Сначала мобильные!

Для пользователя главное преимущество мобильных устройств — их доступность. Даже если вы решили создать нативное приложение для одной или нескольких платформ, велика вероятность, что все существующие платформы вам охватить не удастся. Для Apple iOS требуется Objective C, а для Google Android — Java; программы для Microsoft Windows Phone 7 пишутся на Silverlight, для Samsung Bada — на C + +, а для Blackberry от RIM — на базе Java, WebWorks и Adobe Air. Мало кто способен одновременно вести разработку с использованием всех перечисленных технологий. И даже если у вас получится создать нативные приложения для каждой платформы, расходы на их поддержку могут оказаться непомерными.

Кроме того, не исключено, что именно Сеть обеспечит вам максимум посетителей. Например, 14 % пользователей Twitter заходят в сеть через браузер, 8 % — при помощи нативного приложения для iPhone, и 7 % — нативного приложения для Blackberry. На долю остальных платформ приходится менее 4 % (http://bkaprt.com/mf/25).

То же самое можно сказать и о Facebook. Около 19 % постов в Facebook отправляются с мобильного сайта, в то время как с использованием нативных приложений для iPhone, Android и Blackberry публикуются лишь по 4 % сообщений (http:// bkaprt.com/mf/26). Причина все та же — доступность мобильного сайта на любых платформах.

Скажу больше: наличие нативного приложения зачастую стимулирует пользователей применять мобильный веб. Каждый раз, когда вы делитесь ссылкой или нажимаете на нее в нативном приложении, она открывается в окне браузера. Таким образом, увеличение числа нативных приложений приводит к росту мобильного трафика.

Веб-приложения не требуют от пользователя загрузки обновлений (сайт обновляется непосредственно на сервере, на котором располагается). С их помощью можно постоянно исследовать предпочтения пользователей, сравнивая, как они реагируют на различные варианты интерфейса (A/B-тестирование). Если какие-то из перечисленных факторов для вас важны, имеет смысл отдать предпочтение мобильному вебу.

И наверное, лучше всего начинать с мобильного решения хотя бы потому, что у вас уже имеются навыки в области вебдизайна и развития проектов. Стартовать можно в любой момент. В сущности, я думаю, стартовать следует прямо сейчас.