Сначала мобильные!

Использование и взаимодействие.

Минуточку! Если контент всегда важнее навигации, то как найти на мобильном сайте необходимую информацию? Разве без навигации это возможно? Разумеется, она необходима, но для того, чтобы использовать сайт и взаимодействовать с ним, вовсе не требуется создавать громоздкую систему навигации, способную похоронить под собой сам контент.

Например, мне нравится, что на мобильном сайте Facebook актуальный контент занимает основную часть страницы.

Но при этом в верхней ее части разработчики разместили сразу три навигационные панели, из-за чего на экране умещается всего одна новость. Мобильный сайт Google Finance содержит актуальные данные, но этот контент спрятан под пятью навигационными панелями. Иными словами, драгоценное экранное пространство заполнено навигационными опциями, которые могут и не потребоваться пользователям, в то время как на их месте могла бы находиться полезная информация (рис. 4.4).

Сначала мобильные!

Недавно Facebook изменил дизайн мобильного сайта, уменьшив число элементов навигации (рис. 4.5). Если не считать фильтров «Главные истории» и «Последние» в ленте новостей, их стало вдвое меньше (пять вместо десяти). Так держать!

Сначала мобильные!

Примеры сайтов YouTube и ESPN (рис. 4.3) показывают, что контент важнее навигации, однако они по-разному решают задачи доступа к основному содержанию и навигации. Чтобы перемещаться по сайту YouTube, необходимо использовать иконку, открывающую отдельную страницу с элементами меню (рис. 4.6). То есть для того, чтобы перейти к навигации, пользователю необходимо совершить действие, которое выводит его из общего контекста сайта (на отдельную страницу).

Сначала мобильные!

Кроме того, он должен заранее знать, что иконка с решеткой в шапке сайта — это вход в навигационное меню.

В шапке мобильного сайта ESPN есть хорошо заметная кнопка «Меню», при нажатии на которую открывается обширный (и многоуровневый) перечень пунктов навигации (рис. 4.7). Это позволяет посетителю выбирать направление движения по сайту, не покидая текущей страницы. Кроме того, навигационное меню дублируется в подвале большей части разделов веб-ресурса, что соответствует логике их просмотра: дойдя до конца страницы, пользователь решает, что делать дальше — и облегчает взаимодействие с сайтом при управлении одной рукой. Дизайнеры мобильного сайта YouTube не предусмотрели такой возможности, поэтому их пользователи просто доходят до конца страницы, так как дальше им двигаться некуда (рис. 4.8).

Сначала мобильные! Сначала мобильные!

Меню в подвале страницы удобно для дальнейшего перемещения по сайту, но все же оно не должно дублировать все элементы навигации. Лучше, если кнопка меню в верхней части экрана будет просто направлять пользователя к списку навигационных пунктов, расположенному в нижней части страницы (после контента). Мы, например, применили этот прием при разработке мобильного сайта Bagcheck (рис. 4.9). Помимо этого в меню в нижней части каждой страницы мы добавили ссылку на верхнюю часть страницы. Это дает пользователям возможность вернуться в начало раздела, если потребуется еще раз просмотреть его содержимое.

Сначала мобильные!

Такой дизайн предполагает минимум навигационных элементов (в сущности, единственную ссылку в начале страницы). Он позволяет пользователям продолжить взаимодействие с сайтом после того, как они достигли конца страницы. Содержание меню не дублируется, а главное, для его работы требуется всего лишь ссылка-якорь, отсылающая посетителя в нижнюю часть страницы. Никаких скриптов JavaScript, оверлеев, отдельных навигационных страниц… Это своего рода HTML0 (который, как я слышал, поддерживается большинством браузеров, за исключением Internet Explorer).

Каждая страница Bagcheck имеет уникальное навигационное меню, позволяющее более детально изучать контент сайта (рис. 4.10). Перейти в другие разделы посетители могут, также воспользовавшись и главным меню.

Сначала мобильные!

Возможности контекстной навигации крайне полезны.

На мобильном сайте Gmail (рис. 4.11) контекстное меню расположено в верхней части экрана. Поскольку навигация по сайту напрямую связана с отображаемым в окне сообщением электронной почты, размещение элементов навигации в подвале страницы было бы не очень эффективным. А в этом случае все необходимые функции остаются наверху и всегда доступны.

Сначала мобильные!