Прототипирование. Практическое руководство.

Модель № 4: тестирование удобства использования.

Помните программу VoIP, о которой шла речь выше? Нам было нужно, чтобы группа разработчиков «купила» ее. Они не были уверены в пользе предложенного решения, и мы решили провести тесты на удобство пользования. Это помогло бы оценить, хороша концепция или нет. Если она эффективна – отлично. Мы смогли бы предоставить полученные данные руководству и разработчикам как сильный аргумент в пользу своей идеи. Если нет, то мы бы об этом быстро узнали и смогли бы рассмотреть другой вариант.

До начала тестов я был уверен, что люди получат рабочую модель с динамическим вводом, но не знал, будет ли она понятна. Я ожидал, что кто-то примет ее сразу, а кто-то поймет только в ходе использования.

Каркасное представление не вызывает бурных восторгов. Я никогда с таким не сталкивался.

Дэвид Верба, Adaptive Path.

Мы создали набор бумажных прототипов и протестировали его с восемью участниками. Каждому мы давали набор задач на добавление полей с использованием традиционной модели, а затем предлагали воспользоваться новой, дающей возможность добавлять поля по мере необходимости.

Половине участников сначала показывали традиционную модель, а затем новую. Остальным – в обратном порядке. Мы хотели уменьшить предвзятость и гарантировать, что тестируются именно множественные действия, например добавление нового контакта, дополнительных номеров телефонов и адресов электронной почты в контакт, добавление телефонных номеров в список быстрого набора.

Нас приятно удивило, что все 12 участников сразу разобрались в модели взаимодействия по требованию. Каждый вводил информацию в текстовое поле, выбирал действие «добавить» и смотрел, как мы моделировали появление нового поля.

Я считаю, что успех объясняется рядом факторов. Во-первых, на экране был только один вариант действия, если не считать кнопки «Сохранить»: кнопка со значком «плюс», которую все воспринимали как кнопку добавления». (В данном случае мы также использовали всплывающую подсказку.) Уменьшение количества вариантов возможных действий сокращает вероятность непонимания. Во-вторых, размещение этого значка рядом с полем ввода помогало сделать вывод: «Это действие относится к этому полю».

Мы могли бы потратить часы, ходя кругами вокруг команды разработчиков и пытаясь «продать» им наше решение. А на деле им надо увидеть пример и результаты, а не просто услышать о них. Тогда они станут более восприимчивы, хотя сомнения останутся.

Однако если тест на удобство использования покажет положительный результат, им будет сложно заявить, что модель нерабочая, и в конце концов они «купят» идею.

Прототипирование дает нам возможность донести свою концепцию до других и принять обоснованное решение.