Отзывчивый веб-дизайн.

Кое-что по поводу совместимости.

После того как мы уйму времени и страниц посвятили медиазапросам, настало время разрушить некоторые надежды, поскольку нам нужно поговорить о поддержке всего этого браузерами.

Хорошая новость заключается в том, что большинство современных десктопных браузеров поддерживают медиазапросы: среди них Opera 9.5+, Firefox 3.5+, браузеры на базе WebKit, такие как Safari 3+ и Chrome. Даже Internet Explorer 9 (http://bkaprt.com/rwd/32/) поддерживает медиазапросы (http://bkaprt.com/rwd/33/)! Кто-нибудь, ущипните меня.

Да и с мобильными браузерами дела обстоят неплохо. Медиазапросы поддерживают такие браузеры на базе WebKit, как Mobile Safari, webOS производства HP и Android. А по словам Питера-Пола Коха (http://bkaprt.com/rwd/34/), к ним не так давно присоединились Opera Mobile и Opera Mini. Что касается Windows Phone, с 2011 года на них устанавливается IE9 (http://bkaprt.com/rwd/35/), браузер, который обеспечивает повсеместную поддержку медиазапросов. Что не может не радовать.

К сожалению, «повсеместную» совсем не означает «универсальную». С десктопными браузерами старше тех, которые перечислены, нам не повезло. И Internet Explorer версии 8 и ниже также не поддерживает медиазапросы, а это значит, что досточтимый IE6 по-прежнему остается проблемой. И несмотря на то, что многие современные устройства с маленькими экранами обеспечивают приличную поддержку запросов, некоторые широко используемые браузеры (IE Mobile и те, которые стоят на старых BlackBerry) их не понимают (http://bkaprt.com/rwd/36/).

Так что картина не совсем отрадная. Но это вовсе не означает, что отзывчивая верстка – несбыточная мечта. Прежде всего, существует достаточно решений на базе JavaScript, которые компенсируют отсутствие поддержки старых браузеров. Недавно создана библиотека css3-mediaqueries.js library (http://bkaprt.com/rwd/37/), которая, как предполагается, «позволяет IE5+, Firefox 1+ и Safari 2 интерпретировать, тестировать и применять медиазапросы стандарта CSS3». Это еще очень ранняя, не до конца доработанная версия, и кому-то может показаться, что она недостаточно функциональная, но лично я считаю ее весьма работоспособной.

Недавно я воспользовался маленькой шустрой библиотекой respond.js (http://bkaprt.com/rwd/38/), разработанной Скоттом Джелом. Там, где css3-mediaqueries.js кажется перегруженной функциями, иногда даже слишком, respond выступает в роли заплатки (патча) при поддержке запросов min-width и max-width в старых браузерах. И он прекрасно работает практически для всех запросов, которые я написал на сегодня. Стоит упомянуть, что для того, чтобы этот скрипт работал как часы, необходимо добавить определенным образом форматированный CSS-комментарий в конце каждого запроса:

@media screen and (max-width: 768px) {

}/*/mediaquery*/

@media screen and (max-width: 520px) {

}/*/mediaquery*/

@media screen and (min-width: 1200px) {

}/*/mediaquery*/

Зачем он нужен? Часть кода css3-mediaqueries.js направлена на понимание структуры таблицы стилей: он открывает CSS и сразу же сообщает разницу между фигурной скобкой в конце CSS-правила и закрывающей скобкой в конце блока @media. Respond нет до этого никакого дела. Наоборот, он смотрит на этот небольшой комментарий и подхватывает запрос намного быстрее, чем другие скрипты.

Давайте добавим этот комментарий в конец каждого запроса сайта Robot or Not и вставим библиотеку respond.js в верхнюю часть страницы. Мы получим отзывчивый дизайн, который прекрасно работает в старых, не признающих медиазапросы браузерах, как, например, Internet Explorer 7 (рис. 4.23).

Отзывчивый веб-дизайн

Рис. 4.23. Даже при отсутствии нашего патча для JavaScript более старые браузеры типа IE могут хоть как-то поддерживать медиазапросы

Я не особо полагаюсь на JavaScript и вам не советую. Мы можем спорить до посинения, но все равно нет никакой гарантии, что в браузере пользователя есть JavaScript. Может быть, этот пользователь работает на компьютере или ноутбуке, функции которого ограничены строгой службой IT-безопасности. А что касается мобильных браузеров… На мобильных устройствах не то что слабая поддержка JavaScript – на многих ее вообще нет.

В надежде справиться с этими проблемами, в пятой главе мы посвятим некоторое время обходным решениям, менее завязанным на JavaScript. Если вы не испытываете восторга от перспективы использования JavaScript, это вполне объяснимо. Однако для того, чтобы получить дизайн, не зависящий от устройства и разрешения, нужно строить его на гибкой основе.