Ководство.

§ 117. Гайдлайны. 15 августа 2005.

— Доченька, давай покажем, как мы выучили все месяцы в году. Ну!.. Ян?..

— Варь!

— Фев?

— Раль.

— Теперь давай сама!

— Арт, рель, ай, юнь, юль, густ, ябрь, ябрь, ябрь, абрь!

Anekdot.ru.

Каждый дизайнер сталкивался в своей жизни с руководствами по использованию фирменного стиля (гайдлайнами), составленными кем-то другим. Гайдлайны не любят, потому что к ним часто прилагается тупость бренд-менеджера, считающего, что они — святое писание. В реальной жизни качество составления остается на совести авторов: клиент обычно платит за толщину руководства, не вдаваясь в содержание. (См. также § 110. Учимся делить на два).

Рассмотрим пример:

Ководство

Фрагмент. Построение фирменной стрелки компании «Связной», агентство коммуникаций «Нетпрофит».

Перед нами прекрасный случай умножения нуля на бесконечность, представленный на целом машинописном листе. Рассматривать элементы этой псевдонаучной инструкции можно долго — в качестве первого урока по криптографии. Для плодотворной работы с фирменным стилем знание того, что y1 = x1, совершенно бесполезно.

Очевидно, что фирменная стрелка должна существовать в виде файла, без упоминания о том, что один прямой угол состоит из двух углов по 45 градусов.

А вот другой пример:

Ководство

Фрагмент. British Broadcasting Corporation. Designing for Television. Pixel Size // BBCi. Interactive Television Style Guide. 2002.

Дизайнер, который еще секунду назад не знал, что в телевизоре пиксели не квадратные, уже образован. Гайдлайны выполнили свою функцию — обеспечили передачу знания.

Правила и руководства неизбежны. Потому что когда фирменный стиль создан, его надо как можно скорее описать, чтобы получившийся талмуд свалить в другое рекламное агентство или дизайн-студию, где кто-то должен восстанавливать мысли авторов стиля.

Описание фирменного стиля почти всегда представляет собой однопроцентный раствор смысла (например: логотип круглый, что символизирует совершенство, или: логотип квадратный, что обозначает устойчивость), а описание правил использования элементов стиля в большинстве случаев является результатом умственных судорог.

Проблема осложняется тем, что найти литературу, объясняющую, как составлять гайдлайны, невозможно. Кто умеет их делать — молчит, улыбаясь. Кто не умеет, складывает в отдельную папку все найденные руководства, надеясь извлечь из них если не секрет составления, так хоть рубрикатор.

Правило № 1. Составитель гайдлайнов должен знать, что он хочет рассказать. После этого ему остается только сесть и сформулировать свои мысли. Самое главное, о чем нужно постоянно помнить: читатель не сможет догадаться, какие знания остались в голове составителя. Поэтому составитель должен описывать даже то, что ему кажется банальностью.

Правило № 2. Гайдлайны надо уметь читать. Поэтому их нельзя просто выдать дизайнеру и требовать от него результата. Гайдлайны должен прочитать человек, который умеет их интерпретировать и понимает, когда и где правила можно и нужно нарушать. Этот человек и ставит задачу дизайнеру.

Бездумное составление гайдлайнов и буквальное их прочтение — пустая трата времени.