Ководство.

§ 107. Кодирование. Часть вторая. 22 июня 2004.

Московский комментатор деликатно пояснил:­ «Чернокожего боксера вы можете отличить по светло-голубой каемке на трусах...».

С. Довлатов. Соло на ундервуде.

Кодирование цветом.

Хотя у 8% мужчин и у 0,5% женщин встречается дальтонизм, основным видом кодирования является цветовое.

Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. БСЭ.

Там, где расположение и форму менять нельзя, а символы не работают, применяется цвет, являющийся достаточным отличительным признаком объекта. В некоторых случаях (например, провода в многожильном кабеле) отличить один объект от другого можно только по цвету.

Ководство

Классическим примером цветового кодирования являются схемы метрополитенов. Пока линий в системе мало, можно использовать один цвет. Но когда она разрастается, без введения дополнительных цветов не обойтись, что мы видим на лондонской схеме 1908 года:

Ководство

Первая схема метрополитена с цветовым кодированием линий. Waterlow & Sons, Ltd. Liverpool St Hotel map. 1908.

Цветовое кодирование одной краской.

При печати в одну краску вместо цветов можно использовать разные штриховки, но делать это надо с умом.

Легенда, приведенная в книжке о дорожных знаках, практически бесполезна.

Ководство

Знаки дорожные сигнальные. М. : Московская правда, 1954.

А вот легенда современной схемы лондонского метро в монохромном исполнении. Все линии четко различаются, при этом никаких упоминаний о цвете нет:

Ководство

Tube black & white map. Transport for London, 2003.

Цветовое кодирование успешно применяется в аналитической картографии:

Ководство

Карта плотности населения. Людей на квадратный километр. Перерисовано с оригинала. Population Density. NCGIA, 1994.

Цветом принято кодировать разные виды одного продукта. Раньше молочные продукты в стеклянных бутылках отличались цветом крышек из фольги: молоко — серебряная фольга, ацидофилин — синяя, кефир — зеленая, ряженка — малиновая и т. д.

Сегодня в барах по всему миру наши соотечественники перед вылетом, во время полета и после прилета заказывают виски по цвету этикетки, кодирующему срок выдержки и качество сырья: «Рэд лейбл» (пять лет), «Блек лейбл» (двенадцать), а кто знает, тот «Голд лейбл» (восемнадцать) или даже «Блю лейбл» (семнадцать лет + понты).

Черная икра продается под крышками трех цветов. На самих банках ни слова о различиях нет (это «икра осетровых рыб»), но цветом кодируется вид рыбы, объясняя разницу в стоимости.

Ководство

Белуга или стерлядь.

Ководство

Севрюга.

Ководство

Осетр.

Кодирование звуком.

Автомобильный клаксон обеспечивает передачу полного спектра сообщений в зависимости от продолжительности звучания и направления взгляда водителя — от «милая, я приехал» до «куда прешь, мудила!». Звуковые коды применяются в компьютерах (индикация ошибок), телефонах (тональный набор), самолетах (системы звуковых сигналов для пилотов и членов экипажа) и пр.

Одно из самых удачных применений звукового кодирования — в московском метро. Мужским голосом объявляются станции при движении к центру города, а женским — при движении от центра (мнемоническое правило: босс зовет на работу, жена — домой). На кольцевой линии во время движения по часовой стрелке звучит мужской голос, во время движения против часовой — женский. Сделано это для удобства ориентирования слепых пассажиров. (См. сайт Артемия Ломова «Голоса подземелья»: voices.metro.ru).