Ководство.

§ 15. Автора! Часть вторая, практическая. 14 ноября 1998.

Поговорим о правильном использовании опознавательных и ­напоминательных знаков. (См. также § 62. Типографика).

Встречаемые знаки.

Ководство

Copyright — знак охраны авторского права.

Ководство

Registered trademark — зарегистрированный товарный знак.

Ководство

Phonorecord — звукозапись (знак охраны смежных прав на пластинках и компакт-дисках).

TM.

Trademark — товарный знак (встречается в Америке).

SM.

Service mark — знак обслуживания (встречается в Америке).

Хозяйке на заметку.

Надо помнить, что наличие любого из этих символов рядом с произведением, текстом, картинкой, товарным знаком, слоганом и т. п. не значит ровным счетом ничего, кроме напоминания. Отсутствие символа не отменяет законов об охране прав. В нашей прекрасной стране эти символы приобрели мистическое значение: знаком копирайта отпугивают, как черта крестом.

Многие просто не знают, в каких случаях писать тот или иной символ. Довольно часто можно встретить такое упот­ребление:

Ководство

Что является нонсенсом. Авторские права тут ни при чем, а использование знака копирайта в данном контексте является признаком невежества.

Когда нет возможности использовать символы стандартного вида, пишут (c), (r), (TM) и т. д., хотя при сегодняшнем развитии наборного дела это плохой тон.