Ководство.

§ 14. Автора! Часть первая, теоретическая. 29 октября 1998.

Поговорим об авторских правах. Тема настолько же интересная, насколько большинству о ней ничего не известно.

По вопросам авторского права написаны статьи и диссертации, существуют многостраничные законы и постановления, в основе которых простое утверждение: у всего на свете есть автор. За каждым текстом, картинкой, загогулиной, мелодией кто-то стоит. В момент создания произведения рождается право создателя считать себя автором. Данное право никто не может отнять, купить, подарить или продать. Все равно что утверждать, что Вася — это не Вася. Поэтому авторское право называется неотчуждаемым.

Лирическое отступление.

Ради краткости изложения обойдем стороной такие понятия, как «коллективное творчество», «служебное произведе­ние» и пр. Также оставим в стороне все те тонкости, на которых основана уверенность в сытом завтрашнем дне юристов, чьей специализацией является авторское право.

В случае продажи произведения речь идет не о продаже авторства, а о праве на использование произведения. Если дизайнер, скажем, создал логотип для фирмы N, авторское право на изображение остается за дизайнером. Фирма N может у дизайнера приобрести право на использование логотипа и купить согласие на то, что этот же логотип дизайнер не продаст еще десяти фирмам.

Лирическое отступление.

Даже в ситуации, когда автор продает исключительные права на использование своего произведения, он всегда может использовать его, например, в собст­венном портфолио или собрании сочинений.

Знак охраны авторского права — © — оброс огромным количеством мифов. Многие убеждены в том, что отсутствие его рядом с произведением является свидетельством того, что произведение может быть использовано в любом виде — перепечатано, перепродано, украдено и т. д. Это заблуждение. Опознавательные знаки по большому счету вообще не нужны. Ничто не мешает автору подписывать свое произведение, как ему вздумается. Можно писать «Авторские права принадлежат Васе Пупкину», можно — Copyright Vassily Poupkine, а можно вообще ничего не писать.

Значок © ставят для отпугивания, для указания владельца прав, для напоминания, для рекламы, для чего угодно. Если автор — Вася Пупкин, то и право авторства принадлежит ему, независимо от наличия или отсутствия знака.

Помимо прямого воровства существует еще одна ситуа­ция нарушения авторских прав — плагиат (или клонирование), когда за основу берется идея, внешний вид, решение и повторяется с минимальными отхождениями от оригинала.

Живые примеры коллекционируются в Музее клонов: www.artlebedev.ru/everything/museum/

Ководство

Оригинал.

Первый знак установлен в Перми 20 июля 2012 года. Один из наиболее часто клонируемых объектов дизайна.

Ководство

Ред Булл Флюгтаг — 2013.

Ководство

Казань.

Ководство

Челябинск.

Ководство

Дачный вариант.

Ководство

Пансионат «Ракета» в Оленевке, Крым.

Ководство

Севастополь.

Ководство

Телеканал «Н1», Нижневартовск.

Ководство

Горловка.

Ководство

Колпино.

Ководство

Самара.

Ководство

Ноябрьск.

Совсем другое дело — пародия или так называемое «чест­ное использование». Объем авторского материала должен оставаться в разумных рамках. Скажем, если взять «Войну и мир» целиком, поменять название романа на «Как в 1812 году всех по полю раскидало» и издать, то это не пародия и не честное использование (хотя постмодернисты могут не согласиться).

Бывают ситуации, когда необходимо использовать авторский материал. Скажем, при создании сайта «Петрович» для оформления раздела об авторских правах мне понадобилась иллюстрация. Но у Андрея Бильжо на эту тему ничего не оказалось. Тогда пришлось нарисовать картинку в его стиле.

Ководство

В данном случае ничьи права не нарушены.