Дизайн для души, бизнес для денег. Ответы на самые распространенные вопросы о запуске и ведении дизайнерского бизнеса.

Аренда студии.

Аренда пространства на стороне будет означать для вас дополнительные расходы, зато может принести новые доходы. Как говорилось ранее, настоящий офис, куда вы вольны приглашать своих клиентов, определяет профессиональный настрой (плюс вас постоянно мотивирует тот факт, что за ренту надо платить). Съемное рабочее пространство способно даже обеспечить более стабильный приток клиентов, потому что вы сразу попадаете в мир бизнеса, где другие могут увидеть вас вживую.

Мередит Госсланд из Калифорнии приняла решение снимать офис, потому что дома ее слишком многое отвлекало. В здании, где базируются 125 фирм, она – единственный графический дизайнер. Все прочие арендаторы – представители малого бизнеса, и она сотрудничает с 60 процентами из них, разрабатывает по их заказу практически все – от простых визиток до буклетов и упаковки. Аренда, включая коммунальные расходы, составляет где-то $500 в месяц, однако ее доход после переезда существенно возрос. Бизнес-центр удобно расположен в четырех кварталах от дома.

И еще. Поскольку в здании с таким количеством офисов текучка арендаторов неизбежна, 20 процентов фирм ежегодно переезжают (малый бизнес расширяется). Так что потенциальные клиенты – не только те, кто трудится под боком, Мередит продолжает работать и с бывшими соседями, сменившими дислокацию.

И все же надо хорошо поразмыслить, чтобы не взвалить на себя слишком дорогую аренду. Когда дизайнер Люк Майси решил обновить свое рабочее пространство, он подписал договор на съем помещения, включавшего в себя три отдельных офиса, ресепшн и конферец-зал, но в тот момент он работал в одиночку, и в запасе имелись только большие мечты и не одного действенного плана по их реализации. У Люка было два серьезных клиента, но когда один из них ушел, а аренда дома и офиса в сумме дала $3700, это чуть не уничтожило его бизнес. Люку повезло: несмотря на то что соглашение он подписал на три года, его арендодатель согласился освободить его от обязательств, как только нашелся новый съемщик.

Из этой истории Люк извлек несколько важных уроков:

• Не принимай бизнес-решений, основанных на своем эго.

• Не арендуй пространство большее, чем тебе нужно.

• Если арендная плата выросла, убедись, что у тебя есть план, что с этим делать.

• Не подписывай договор на больший срок, чем ты можешь себе позволить.

Теперь Люк снимает студию, гораздо меньшую, более дешевую и поближе к дому плюс он сделал из нее коворкинг-центр, где соседние с ним столы арендуют один человек на полный день и трое – на неполный. После того как все скинутся, аренда обходится Люку в $100.

Так-то лучше.

Другой пример аренды студии предлагают Том Эктмен и Фил Кук, дизайнеры из Лондона, открывшие в 2009 году Mat Dolphin. Хоть это и был стартап, они поняли, что ощущение – это все, и им не хотелось выглядеть так, будто они работают дома. Чтобы бизнес работал как надо, этим двоим нужно находиться в одной комнате: делиться идеями, обсуждать проекты, спорить кто прав, кто не прав, и совершенствоваться.

Услышав об этом начинании, владелец типографии, с которым они сотрудничали долгие годы, сделал им предложение, от которого они не смогли отказаться, – бесплатное пространство на его складе в обмен на то, что все заказы на тиражирование полиграфии они будут отдавать только ему и вдобавок помогут с некоторыми творческими проектами.

Предложенное помещение находилось за городом, в промзоне, но эти двое хотели арендовать пространство, пока для них еще актуальна идея образовать дизайн-студию. В течение восьми месяцев они работали на складе, зажатом с двух сторон консервной фабрикой и заводом удобрений. «Далековато от идеала», – вспоминает Том.

«Было холодно, постоянно воняло, мы не могли привезти сюда клиентов, нельзя было оставить еду, потому что повсюду шныряли мыши, – как-то раз, придя на работу, даже нашли одну дохлую на столе Фила!».

«Но оглядываясь назад, ни Фил, ни я не изменили бы ни единой детали, будь у нас возможность начать все заново. Это научило нас быть благодарными за то, что мы имеем. Это научило нас бережнее относиться к деньгам. И это научило нас обходиться малым долгое время».

«Не будь этого потрясающего предложения, могло бы и не быть Mat Dophin».

Это доказывает, что для оплаты аренды не всегда нужны деньги. Если вы оглянетесь вокруг, то, может быть, найдете смежный бизнес, чтобы предложить свои профессиональные услуги в обмен на пространство, которое вы назовете своей студией.

Но затраты на съем рабочего пространства не исчерпываются ценой, прописанной в договоре аренды. Учитывайте также стоимость страховки, парковочного места для клиентов, дополнительной телефонной линии, мебели для офиса, а также время и деньги, затраченные на дорогу и на бизнес-ланчи.